Огонь внутри огня

Содержание



От автора

Все сборники стихов написаны в разное время и отражают разные этапы моей жизни, как внешней, так и внутренней. Поэтому любому читателю может понравиться один сборник и не понравиться — какой-нибудь другой.

«Снова разбудит душа...»

Стихи из сборника «Снова разбудит душа...» написаны в четырнадцатилетнем возрасте и несовершенны по форме. Будучи ребёнком, я мало что понимала в чувствах и смотрела на мир с философской точки зрения. Правда, это была детская, восторженная философия. С годами я всё больше уходила от этого сборника — как по форме, так и по содержанию, хотя некоторые стихи оттуда мне и сейчас нравятся.

Ключевые точки сборника — заглавное стихотворение и «Ты родился жить».



«Одна на свете»

В сборнике «Одна на свете» слишком явно заметно влияние моего любимого поэта — Марины Цветаевой. В своё оправдание могу сказать, что на момент написания этих стихов мне было 15 лет, и в мир Марины Цветаевой я была погружена чуть менее чем полностью. Я попыталась это как-то упорядочить, расставив эпиграфы из строк Марины или — там, где это невозможно по смыслу — добавив примечания. Стихи из этого сборника неравноценны: есть как недостаточно сильные, так и те, которые смотрят на меня сверху вниз даже сейчас.

Ключевые точки сборника — «Странница», «Между нами», «Мать — ребёнку» и «Губы твои — святилище...».


«Шкатулка»

«Шкатулка» — мой любимый и, может быть, наиболее удачный сборник. «Шкатулка» была написана в самый счастливый период моей жизни, когда я ещё могла сидеть и летние месяцы проводила у бабушки, отдыхая на реках и озёрах, имея доступ к небу над головой, ветру, солнцу, деревьям. И стихотворение «Берёза» — о реальной берёзе, которая росла у нашего дома и которую срубили (после чего я так неудачно сама себе напророчила заключение в четырёх стенах). Я люблю «Шкатулку», потому что в ней много моих ощущений (зрительных, звуковых, тактильных, в движении — именно тех, которых я сейчас лишена). К тому же в «Шкатулке» — сразу два стихотворения о моих любимых волках.

Ключевые точки сборника — «Волк», «Злобный и жалобный...», «Ох, судьба ты моя суровая...» и «Перо».


«Стихорастворения»

На удивление быстро был написан и на удивление скоро издан следующий сборник – «Стихорастворения». Незадолго до этого меня осматривала медицинская комиссия, и врачи обещали мне ещё пару лет жизни, так что я торопилась что-то договорить. Ощущение близкого конца и вынужденная спешка сделали этот сборник до странности светлым, чуть ли не самым лёгким и лиричным из всех моих сборников. Такое бывает только в молодости, когда ты знаешь, что скоро всё закончится (на самом деле ты ошибаешься, но этого ещё не знаешь), и тебе так легко на сердце. Кстати, слово «сердце» часто повторяется в «Стихорастворениях» и преобладает над словом «душа», которое правило бал в «Одной на свете» — и в том, и в другом случае это произошло неосознанно.

Ключевые точки сборника — «Ведьма», «Вместо колыбельной» и «Понарошку...».


«Огонь внутри огня»

В 2004-ом году в связи с прогрессирующей болезнью стало резко ухудшаться состояние моего здоровья. Мне всё труднее было сидеть в инвалидном кресле, так как отказывали мышцы шеи и спины; у меня начались сильные боли. Это был страшный период, который длился с 2004-го по 2008-й год. К счастью, мама обратилась за помощью в областной кемеровский хоспис, куда нас с ней приняли на два месяца и где меня заново учили жить — правда, в лежачем положении (по своему физическому состоянию я уже давно должна была слечь). Это странно сейчас осознавать, но именно в тяжёлый дохосписный период был написан сборник «Огонь внутри огня», и именно тогда, когда я лежала в хосписе, велась работа по подготовке к его изданию. Неудивительно, что сборник получился горьким и грустным, хотя чем дальше от меня то время, тем ближе мне почему-то некоторые его стихи.

Ключевые точки сборника — «Было такое у нас в роду...», «В жизни своей всамделишной...» и «Рыжая рысь».


«Печать памяти»

Последний на данный момент сборник — «Печать памяти». Идея обложки принадлежит мне, а воплотил ее замечательный кемеровский художник — Сергей Долгопол.

Работа над сборником шла непросто: стихи становились все длиннее и никак не хотели заканчиваться. В сборнике есть такие слова: «чтобы память запечатать». Перефразировав их, я и получила название сборника, подразумевая не только свою субъективную память, но и кровную, общечеловеческую — прапамять наших предков. Хотя сам по себе сборник получился очень личным — здесь я была настолько откровенна с читателем, насколько вообще могу, и тем самым исчерпала для себя эту тематику до конца.

Ключевые точки сборника — стихи «Муха в паутине», «Одна дорога» и «Формула».

В раздел «Другое» вошли: 1) стихи, которые я считала недостаточно хорошими и не хотела печатать, но со временем решила дать им право на жизнь; 2) стихи, которые я постоянно хотела напечатать, но по разным причинам сделать это не удавалось; 3) незавершённые на тот момент стихи, которые я постепенно правила и дорабатывала.

Анна Дронова, 2016